Понятие аудиторской тайны будет убрано из НК, а норма о представлении
третьими лицами инспекторам документов и информации, необходимых для налогового
контроля, дополнится соответствующим требованием к аудиторам. Сообщать
налоговикам о делах клиента аудиторы будут должны информацию, полученную не
только в ходе аудита, но и при оказании прочих услуг.
На едином портале общественного обсуждения законодательных инициатив правительства опубликован проект федерального закона "О внесении изменений в статью 93.1 части первой Налогового кодекса".
Законопроект оказался несколько хуже наших прежних предположений (сделанных, когда на том же портале появлялся и даже обсуждался законопроект в отсутствие его текста).
Речь идет не только о дополнении статьи 93.1 НК, которая посвящена вопросам истребования документов (информации) о проверяемом налогоплательщике у третьих лиц (например, у его контрагентов) или информации о конкретных сделках. Альтернативой удалению из НК понятия аудиторской тайны законопроект не ограничивается, он все-таки реально убирает это понятие из статьи 82 НК.
Напомним, ее пункт 4 сейчас устанавливает: "При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике ... , составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну".
Слова "аудиторскую тайну" будут исключены.
В статью 93.1 НК внесут пункт 2.1 следующего содержания:
"Должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля, а также при рассмотрении материалов по результатам указанных мероприятий вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных пунктами 1-5 части 7 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), необходимые для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора), в случае, если такие документы (информация) не представлены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Налоговые органы также вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов указанные документы (информацию) на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, если такие документы (информация) не представлены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налоговым органам".
Упомянутые прочие услуги (пункты 1-5), оказываемые аудиторами, в ходе оказания которых полученной информацией придется делиться, это:
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Иными словами, если аудитор представляет интересы клиента в споре с налоговиками (судебном или досудебном), он должен будет предоставлять "противнику" информацию и документы своего клиента.
На странице проекта в разделе "Уведомление" остались те же два мнения экспертов, которые высказывались, когда текста законопроекта еще не было (и о которых мы писали здесь). Новых мнений не добавилось, хотя общественное обсуждение открыто вновь. К некоторым высказываниям экспертов добавлена резолюция "учтено" (правда, "с ограничениями"), однако текст законопроекта опровергает это.
В случае принятия закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года.
Источник: Audit-it.ru